Асфальтобетонное покрытие: что это такое, какие составы выпускаются, изготовление в домашних условиях

Укладка асфальта по ГОСТ


Смешивание компонентов производится по ГОСТ 9128, смесь подразделяется на 2 вида, по условиям укладки:

  • для использования при температуре превышающей +5 градусов;
  • для использования при температуре в диапазоне -25 — + 5 градусов.

Щебень, входящий в состав смеси для укладки асфальта, необходимо выбирать в соответствии с запросами, указанными в ГОСТ 8267, отсев нормируется по ГОСТ 8736. Как вяжущее составляющее смеси применяют битумы – БНД 90\130 и БНД 60\90, соответствующие ГОСТ 22245.

Влияние материала на качество покрытия асфальтом

Чтобы не купить асфальтобетон низкого качества, у продавца необходимо потребовать предоставить сертификат соответствия изделия. Существует ряд лабораторий, выполняющих испытание асфальта и отбор проб. Анализ асфальта проводится с помощью исследования отобранного керна (асфальтовый стержень).

Улучшение асфальтовых покрытий

Несмотря на практичность, полотна из асфальта можно модернизировать. Одним из действенных методов является использование мастик, специально предназначенных для улучшения асфальта. В их составе содержатся битум, и специальные эмульсии для него, в состав которых входят добавки из резины и полимеров.

Битумные мастики, в большинстве случаев применяют разогретыми, а эмульсии без нагрева. Мастики закрывают поры и трещины на поверхности асфальта, это не позволяет влаге проникнуть под асфальт и разрушать его структуру – влага при замерзании разрывает покрытие, и при проезде транспорта создает гидроудары.

Преимущества и недостатки асфальтового покрытия

Стоит иметь в виду, что положительных сторон у асфальтового покрытия очень много, и только благодаря этому спрос на него существенно не снижается.

  • Отсутствие деформаций при различных условиях. Надежность асфальта касается не только его прочности, но и отсутствия деформаций при существенных изменениях температуры воздуха. Нередко ситуация обстоит таким образом, что отдельные покрытия крайне негативно чувствуют себя в условиях, когда температура резко меняется с минусовой на плюсовую, и наоборот. Асфальт же, а свою очередь, совершенно не реагирует на эти изменения. Именно поэтому данное покрытие является основным для автомобильных дорог на территории СНГ. В это же время, если бы климат был стабильно теплым, вместо асфальта можно было бы использовать бетонные поверхности, которые, к сожалению, при резких перепадах температур могут существенно повредиться. Очевидным является и тот факт, что при соблюдении определенных технологий асфальту практически ничего не грозит.
  • Возможность проведения ремонта. Как известно, в случае появления каких-то проблемных мест на асфальте происходит ремонт. Зачастую речь идет о ямочном ремонте, который иногда приносит положительные плоды, однако специалисты отмечают, что на сегодняшний день при возникновении ям ремонт помогает лишь на короткий промежуток времени, а далее ситуация резко ухудшается.
  • Практичность. Стоит иметь в виду, что асфальтовое покрытие подходит практически для любых нужд. Практика показывает, что его состояние не ухудшается даже тогда, когда по нему активно передвигаются автомобили различного веса и габаритов. Более того, нередко на центральных улицах городов проходят парады с танками, которые несколько повреждают асфальт, но при этом особых проблем это не приносит. В таких же условиях плитка или какой-то другой материал оказались бы в более плачевной ситуации. Также практичность касается того факта, что покрытие из асфальта, как уже говорилось ранее, подходит для любых существующих условий.
  • Влагостойкость. Для некоторых материалов, используемых в качестве покрытия для дорог и тротуаров, влага является серьезным врагом. Зачастую речь идет о повреждениях, которые появляются после дождя и во время активного использования покрытия. Опять же, тротуарная плитка, которая изготавливается на основе бетона, в таких условиях показывает активное разрушение, особенно если марка бетона далеко не самая дорогая.
  • Небольшая стоимость. Как мы уже говорили, если создавать асфальтовое покрытие по той или иной технологии, применяющейся для автомобильных трасс, то поверхность окажется практически неуязвимой. В случае с укладкой асфальта перед частным домом мы имеем достаточно тонкое покрытие, затраты на создание которого не намного больше, чем затраты на укладку площадки тротуарной плиткой. В любом случае, если площадка, на основе которой будут проводиться подобные работы, достаточно крупная, затраты не могут быть мелкими.
  • Долгий период эксплуатации. Очевидно, что если асфальтовое покрытие создано четко по технологии, в которую входят даже самые мелкие детали (не очень важные на первый взгляд), то покрытие будет служить очень долго. Конечно же, в течение этого периода появятся различные изъяны асфальта, прогнозировать появление которых практически невозможно, однако и в таких условиях эксплуатировать покрытие можно без особых проблем.

Конечно же, выше представлены не все положительные стороны, так как на самом деле их очень много. К примеру, можно отметить отсутствие необходимости в уходе за покрытием, а также отменную износостойкость. Ситуация обстоит таким образом, что асфальт имеет куда больше положительных сторон, чем недостатков.

Если говорить о недостатках асфальта, то в большинстве случаев они не имеют особого значения. К примеру, многим хозяевам не нравится резкий запах покрытия. Однако этот самый аромат чувствуется лишь некоторое время после укладки покрытия, дальше ничего подобного не наблюдается. В это же время некие неприятные запахи дают о себе знать при жаркой погоде.

Кроме того, отдельные специалисты отмечают тот факт, что асфальт, несмотря на свою надежность, нередко начинает портиться. Речь идет о различных экстремальных условиях, в которых асфальт может пребывать. Если говорить об обычном участке, то никаких подобных проблем наблюдаться не должно.

Ну и в конце этого раздела важно  отметить тот факт, что получить надежное асфальтовое покрытие можно только в том случае, если при его создании были учтены все тонкости технологии. Кроме того, не помешает обратиться к специалистам, которые, возможно, поделятся дельным советом, позволяющим с легкостью провести все необходимые мероприятия

Этапы укладки асфальта

1. Разрабатывается проектно-сметная документация

Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:

  • размер участка,
  • объемы работ,
  • предварительная стоимость.

Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.

Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно

2. Земляные работы

Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.

Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.

Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним. Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера

Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать

Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49

3. Подготавливается основание

На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:

  • Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
  • Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
  • Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.

Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.

Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом

Схема правильного дорожного «пирога»

4. Укладка асфальта

Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).

При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков

Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.

Какие этапы включает в себя технология асфальтирования дорог

Ремонт или строительство новой дороги всегда начинается с проектирования. Этот этап самый первый и один из наиболее важных. Неверно составленный проект дороги впоследствии может привести к необходимости ее замены и повторному строительству. Поэтому, чтобы не пополнить ряды тех самых скупцов, которые платят дважды, лучше не экономить на проектировании. Затем место под дорогу тщательно расчищают от растительности. Затем с помощью погрузчиков и бульдозеров снимают верхний слой грунта. Грейдерами разравнивают поверхность образовавшейся “траншеи”. В соответствии с отметками формируют так называемое дорожное корыто и хорошенько уплотняют его.

Следующим этапом станет формирование дорожной подушки. Именно она в будущем будет отвечать за равномерную нагрузку от транспорта и предотвратит проседания дорожного полотна. “Подушка” состоит нескольких слоев “наполнителя”:

  • Песок или смесь гравия и песка.
  • Крупный щебень.
  • Мелкий щебень.

Щебень засыпается для упрочнения всей “подушки”, а мелкий щебень необходим для заполнения пустот. Все слои обязательно трамбуются грейдером. Толщина слоя щебня будет напрямую зависеть от назначения будущего полотна. К примеру, для пешеходных дорожек достаточно и 5 см, а для дорог, по которым будет следовать грузовой транспорт толщина слоя должна достигать 30 см. Бортовой камень устанавливают по бокам будущей дороги. После завершения формирования “подушки” ее проливают битумом для лучшего закрепления будущего покрытия.

На заключительном этапе строители приступают непосредственно к укладке самой асфальтобетонной смеси. Ее либо готовят сразу же на месте работ (чаще всего в случаях масштабного строительства), либо привозят на специальной технике. Смесь равномерно распределяют по “подушке”, а затем трамбуют несколькими асфальтоукладчиками. Укладывают асфальтобетон в несколько слоев, что добавит прочности покрытию.

Технология укладки

Технология укладки холодного асфальта подразумевает наличие нескольких последовательных этапов работ:

  1. Подготовка основания. Из участков, на которых будет производиться заливка смеси, необходимо удалить весь мусор. Поверхность основания должна быть твердой, не содержать пыли. Для удаления влаги рекомендуется воспользоваться строительным феном. От качества проведения подготовительных работ зависит срок службы образовавшегося покрытия.
  2. Засыпка смеси. Примерный расход состава указан производителем на упаковке. Согласно представленным рекомендациям необходимое количество асфальта засыпается на ремонтируемый участок. На поверхности должна образоваться горка, поскольку материал подлежит трамбовке.
  3. Засыпку смеси рекомендуется производить слоем толщиной в 6 см. Его сразу же следует распределить по площади основания и утрамбовать. Если увеличить расход материала до 10-15 см на один слой, повышается риск чрезмерной усадки покрытия. Такое количество асфальтобетона невозможно качественно утрамбовать вручную.
  4. Над поверхностью ремонтируемой зоны из асфальтовой смеси оставляют «грибок» высотой 15 мм. В процессе эксплуатации покрытие выровняется. Если производится формировка садовой дорожки оставлять «грибок» не нужно. Веса человека недостаточно для трамбовки покрытия.
  5. Уложенное покрытие уплотняют при помощи виброплиты или ручной трамбовки. Выбранным инструментом следует двигаться по спирали от торцов к центру. В среднем необходимо выполнить до 10 циклов трамбования.
  6. Сформированное покрытие посыпают смесью цемента и песка или самым сухим цементом. Это значительно улучшит эксплуатационные качества покрытия, защитив его от негативного воздействия влаги.

Песок с цементом помогут продлить срок службы покрытию

Укладка холодного асфальта зимой

Зимний период вовсе не является «мертвым» сезоном для компаний, оказывающих услуги в сфере дорожного ремонта и строительства. Невзирая на неблагоприятные погодные условия, характерные для зимнего периода, может потребоваться срочный ремонт дорожного покрытия, а применение холодного асфальта позволит выполнить весь спектр работ без промедления. Основой качественного результата при укладке асфальта зимой является соблюдение следующих условий:

  • Максимально тщательная подготовка поверхности. Ремонтируемый участок нужно очистить от снега и наледи, вырезать карту в месте повреждения дорожного полотна. Подготовленная выемка очищается от мусора и грязи, дополнительно удаляется избыточная влага, что несложно реализовать при использовании теплового копья (терможала).
  • При примыкании укладываемого асфальта к старому покрытию стенки в зоне стыка в обязательном порядке прогреваются при помощи горелки. Это позволяет обеспечить более надежное сцепление между старым покрытием и участком, который подвергся восстановлению.
  • Поверхности, примыкающие к отремонтированному участку, покрываются битумом.
  • В выемку засыпается материал, подходящий по классу, разравнивается и качественно утрамбовывается. Перед использованием смесь нуждается в незначительном нагреве до +5/+10 градусов.

Основные варианты снятия дорожного покрытия

Сначала старый асфальт удаляли вручную разбивая его при помощи отбойного молотка или кирки. Однако этот процесс является длительным и требует больших трудозатрат. Для ямочного ремонта он подходит, но для больших объёмов – долго и дорого. Поэтому начался поиск вариантов механизации данного процесса.

В итоге родились два способа срезать изношенный асфальт – горячий и холодный. Как понятно из названия, их разница заключается в необходимости предварительного нагрева обрабатываемого участка дороги в первом случае, и отсутствии такой необходимости во втором.

Первым появился горячий метод снятия старого дорожного покрытия. Поскольку разогретая асфальтная смесь пластична, её легче убрать именно в таком агрегатном состоянии. Это и стали делать – дорожное полотно предварительно разогревали горелками, а затем для срезки асфальта использовали строительные машины – погрузчик, бульдозер или грейдер. Отходы грузили в самосвал и увозили.

Затем была разработана фрезерная машина, которая осуществляла срезку разогретого асфальта фрезой. Такое решение позволило ускорить процесс снятия старого полотна, но имело свои недостатки. К тому же, отходы плохо поддавались переработке.

Желание использовать асфальт вторично подтолкнула к созданию метода холодного фрезерования. Считается, что впервые её осуществили в компании Galion Iron Works. Этот производитель автогрейдеров установил фрезеровочный барабан на одну их своих машин. А энергетический кризис 1973 года придал такому решению популярности. Именно методом холодной фрезеровки снимают асфальт в подавляющем большинстве случаев.

Горячее фрезерование асфальта: плюсы и минусы

Само названием – горячее фрезерование – подразумевает, что снятие покрытия происходит после нагревания. Термическая обработка поверхности выполняется передвижными горелками, работающими на керосине, бензине, природном газе.

Достоинство процесса горячего фрезерования в том, что разогретый асфальтобетон приобретает эластичность и легко срезается. Это позволяет снизить износ режущего инструмента.

Основные недостатки такого решения:

  • прилипание срезанной смеси на рабочий инструмент;
  • склеивание материала в большие куски однородной массы;
  • трудности утилизации снятого материала;
  • высокие затраты на нагрев полотна.

Преимущества холодного фрезерования

В основе метода холодного фрезерования лежит принцип рыхления и измельчения старого асфальтового покрытия на требуемую глубину без термической обработки. Полученные отходы представляют собой крошку или гранулы, которые легко перевозить и повторно использовать в создании нового покрытия.

К основным недостаткам этого способа можно отнести стоимость техники и износ зубьев режущего барабана. Однако применение современных технологий и материалов позволяют продлить срок службы фрез.

Важными преимуществами использования холодного фрезерования асфальта являются:

  • возможность точной установки толщины снимаемого покрытия;
  • вторичное использование снятого материала;
  • низкая себестоимость работ;
  • придание необходимой шероховатости поверхности для нанесения нового покрытия.

Преимущество асфальтированных дорожек

Говоря об асфальте, сразу хочется сказать о том, что данный стройматериал имеет больше недостатков, чем преимуществ по отношению к дачному участку.

Асфальтирование дачного участка

Асфальтное покрытие имеет всего несколько главных достоинств – дешевизна, высокая прочность, простая технология создания и универсальность. Часто асфальт выбирают только из-за того, что он имеет наиболее низкую цену, по сравнению с такими материалами для мощения садовых дорожек, как тротуарная плитка, брусчатка, деккинг, природный камень и т.д.

Недостатками асфальта являются очень весомые факторы, которые влияют не только на ландшафтный дизайн садового участка. Среди наиболее весомых недостатков выделают:

  1. В жаркое время асфальт испаряется и подвергает организм человека влиянию вредных веществ. Помимо этого сам неприятный запах не позволит насыщенно отдохнуть в саду, что нам и нужно.
  2. Асфальтное покрытие практически не обладает декоративной способностью, поэтому для украшения участка оно не только не подойдет, но и наоборот, ухудшит положение. Асфальтированные дорожки практически не вписываются в садовые стили, что тоже очень плохо. Единственное исключение – цветной асфальт, в который добавляются различные пигменты, благодаря чему покрытие может быть не только привычного серого цвета, но и зеленого, розового, синего и т.д.
  3. При некачественной укладке асфальт быстро разрушается в зимний период: вода попадает в трещины, замерзает, и когда размерзается – разрушает покрытие.
  4. Во время жары асфальт плавится.

Как вы видите, недостатки асфальтированного покрытия весомее преимуществ, но, несмотря на это, дорожки из асфальта рекомендуется сооружать на функциональных узлах сада: к примеру, между гаражом и хозблоком. Категорически запрещается сооружать асфальтированные дорожки вблизи зон отдыха. из-за вредности асфальта.

О благоустройстве

У любого покрытия имеются свои достоинства и недостатки. Асфальт не является исключением. Его достоинством можно считать возможность использования специализированной техники в процессе укладки. Отметим, что строительный бетон, к примеру, укладывается только вручную, что невероятно тяжело.

Главным же недостатком этого искусственного материала считается его сильных запах. А все потому, что в составе смеси присутствует битум, который под воздействием высоких температур начинает сильно пахнуть. Это доставляет определенный дискомфорт.

Если говорить об асфальтировании, то этот процесс довольно сложный. Он требует четкого соблюдения технологии. Отметим, что для каждого отдельного этапа укладки существуют свои нормы. Если все правила будут соблюдены, то готовое покрытие прослужит много лет. Стоит также добавить, что в процессе укладки используется разнообразная техника и оборудование. Поэтому мало просто привлечь опытных специалистов и детально изучить технологию. Нужно еще иметь лицензию, подтверждающую, что компания имеет право на предоставление соответствующих услуг.

Кроме того, подрядчик должен знать, как правильно рассчитать толщину будущего покрытия, как выполнить разметку, произвести все необходимые работы. Также он обязан гарантировать качество

Это очень важно, ведь каждый из нас прекрасно знает, как любят отечественные компании экономить на этом процессе. В результате этого дорожное покрытие рассыпается всего за один сезон.

Укладка: технология проведения


Если планируется дорога специального назначения, то в ее пироге должна присутствовать геосетка. Для транспортировки смеси к назначенному месту используется специальная техника (самосвал). Для приема асфальтобетона с автотранспорта используется перегружатель, с помощью которого и проводится контакт раствора с асфальтоукладчиком. Первый этап укладки дороги — это подготовка площадки, мусор убирается, поверхность уплотняется и выравнивается. Если речь идет о ремонте существующего покрытия проводится демонтаж верхнего слоя, при разборке используется лом. При возведении дорог со специфическим целевым применением осуществляется усиление смеси. Для армирования асфальтобетона используется георешетка, имеющая сетчатую структуру и содержащая высокопрочные нити и специальные волокна. Укладка геосетки обязательна при устройстве автомагистралей, гоночных трасс, взлетных полос аэродромов.


Укатка материала должна проводиться в самую последнюю очередь.

Когда площадь убрана, дальнейшая технология укладки осуществляется с применением специальной техники и лома, укатка поверхности закончена, укладывается первый, выравнивающий слой из крупнозернистого асфальтобетона. Поверхность обрабатывается тонким слоем битумного вещества, проводится прогрунтовка. Далее асфальтоукладчиком делается основной слой асфальта. Укладчик асфальтобетона наносит примерное количество смеси, которое равномерно распределяется по поверхности, чтобы не было заметно устройство шва-стыка. Схема покрытия для составов аналогична, горячие и холодные смеси ложатся одинаково. Разница усадочной процедуры может отличаться только температурным режимом, не ниже, чем -5 градусов по Цельсию. Финишный этап — укатка с помощью катка для лучшего последовательного уплотнения.

Допустимые нарушения

Иногда подрядчики нарушают технологию укладки дорожного полотна. Причина – постоянный процесс производства битума и условия договоров. Завод производит, подрядные организации предоставляют перевозное оборудование.

Качество и свойства покрытия со временем становятся хуже, поэтому его в кратчайшие сроки требуется выложить на основание. Погода часто бывает непредсказуемой, дорожным работникам часто приходится выполнять работу во время дождя.

Соблюдение прописанных сроков является еще одной причиной несоблюдения технологического процесса. В ином случае придется заплатить высокий штраф.

Процесс может быть нарушен, если в дальнейшем работа будет переделана при нормальных условиях. Качество выполненной работы проверяется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гимназия ремонта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: